Для родителей

    Как и зачем развивать зрительно-моторную координацию у дошкольника

    Родителей и педагогов всегда волнует вопрос, как обеспечить полноценное развитие ребенка в дошкольном возрасте, как правильно подготовить его к школе.
                 Необходимым элементом подготовки ребенка к школе, к письму является тренировка тонко координированных движений руки, пальцев, зрительно-моторных координаций (согласованного взаимодействия руки, и зрение при выполнении графических заданий, например, при копировании), а также тренировка пространственного восприятия фигур, графических элементов на плоскости (листе).
                    Учеными доказано, что развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка.
                 Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь. Учителя отмечают, что первоклассники часто испытывают серьезные трудности с овладением навыков письма. Письмо – это сложный навык, включающий выполнение тонких координированных движений руки. Техника письма требует слаженной работы мелких мышц кисти и всей руки, а также хорошо развитого зрительного восприятия и произвольного внимания.
                 Для овладения навыком письма необходима определенная функциональная зрелость коры головного мозга. Неподготовленность к письму, недостаточное развитие мелкой моторики, зрительного восприятия, внимания может привести к возникновению негативного отношения к учебе, тревожного состояния ребенка в школе. Поэтому в дошкольном возрасте важно развивать механизмы, необходимые для овладения письмом, создать условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости.
                 Но в дошкольном возрасте важна именно подготовка к письму, а не обучение ему, что часто приводит к формированию неправильной техники письма. Умение выполнять мелкие движения с предметами развивается в старшем дошкольном возрасте, именно к 6-7 годам в основном заканчивается созревание соответствующих зон головного мозга, развитие мелких мышц кисти.
                Если у ребенка не развиты навыки тонкой моторики, необходимо выяснить причины. Они могут быть очень различными. Одной из них может являться неспособность ребенка увидеть, воспринять образец, что связано с определенными дефектами восприятия (пониженное зрение, неразличение деталей предмета, неспособность выделить его части из целого и т.д.).
                   Что делать в этом случае? Для начала можно попросить ребенка подробно описать то, что он видит, т.е. образец, и проанализировать с ним детали изображения. Особое внимание уделить ошибкам, допущенным при описании. И лишь убедившись в том, что ребенок сумел правильно воспринять образец, приступить к графическому воспроизведению.
                   Возможны и другие причины, когда у ребенка не сформированы собственно графические навыки: он видит образец во всех деталях, но из-за неразвитой моторики не в состоянии воспроизвести его. Это легко преодолеть, если моторный навык  будет вырабатываться совместно со взрослым в процессе работы по принципу “рука в руке” (взрослый берет руку ребенка с карандашом в свою руку и вместе с ним воспроизводит образец). Особое внимание необходимо уделить тому, чтобы ребенок не только отрабатывал моторный навык, но и постоянно соотносил  полученное изображение с образцом.
                  Работа по развитию мелкой моторики должна начаться задолго до поступления в школу. Родители и педагоги, которые уделяют должное внимание упражнением, играм, различным заданиям на развитие зрительно-моторной координации, решают сразу две задачи: во-первых, косвенным образом влияют на общее интеллектуальное развитие ребенка, во-вторых, готовят к овладению навыкам письма, что в будущем поможет избежать многих проблем школьного обучения.
                  Работа по развитию зрительно-моторных координаций, как и любая работа по подготовке к школе, должна быть целенаправленной, систематической (лучше ежедневной по 10-15 минут). При выполнении любых графических заданий (раскрашивании, штриховке, копировании) необходимо следить за правильным положением ручки (карандаша), тетради, посадкой. Соблюдение правильной позы при письме и правильное держание ручки – необходимое условие успешного формирования навыка письма.
                  При выполнении графических заданий важны не быстрота, не количество сделанного, а тщательность и правильность выполнения самых простых заданий. Продолжительность работы 3-5 минут. Затем отдых, переключение и, если ребенок хочет, – еще 3-5 минут работы. Не переходить к следующим заданием, если не освоено предыдущее.
     
    Упражнение для развития тонкой моторики руки и зрительно-двигательных координаций.
    1. Срисовывание графических образцов (геометрических фигур и узоров разной сложности).
    2. Обведение по качеству геометрических фигур разной сложности с последовательным расширением радиуса обводки (по внешнему контуру) или его суждением (обводка по внутреннему контуру).
    3. Вырезание по контуру фигур из бумаги (особенно вырезание плавное, без отрыва ножниц от бумаги).
    4. Раскрашивание и штриховка.
    5. Различные виды изобразительной деятельности (рисование, лепка, аппликация и пр.)
    6. Конструирование и работа с мозаикой.
    7. Выкладывание фигур из спичек (палочек).
    8. Выполнение фигурок из пальцев рук.
    9. Освоение ремесел (шитье, вышивание, вязание, плетение, работа с бисером и пр.).
    10. Пальчиковая гимнастика.
    11. Обведение рисунков по контуру и соединение по точкам.
    12. Продолжение рисунков (по клеточкам).
    13. Дорисовывание картинок (недостающие детали, вторая половинка картинки).
    14. Графические диктанты.

    Особенности взаимодействия мамы и ребенка в адаптационный период
    Мы играем только вместе. В первое время, когда ребенок еще настороженно относится к новой для него обстановке, мама является его «проводником и защитником». Она побуждает его включаться во все виды деятельности, и сама активно играет во все игры. На данном этапе мама и ребенок — одно целое. Они играют или рисуют в четыре руки, танцуют или бегают в паре. В свободной деятельности именно мама сопровождает ребенка, следуя его интересам, она знакомит его с играми и игрушками, представленными в группе.
    На данном этапе мама пытается понять возникающие потребности ребенка, сопровождает его в туалет, одевает и раздевает, дает попить и т.д. 
    Я играю сам, но ты будь рядом. Постепенно малыш начинает осознавать, что новая окружающая обстановка не несет для него никакой опасности. Игры и игрушки вызывают у него острый интерес. Любознательность и активность побуждают его ненадолго отрываться от мамы для игры. При этом малыш иногда недалеко уходит от мамы, постоянно возвращается к ней, ищет ее взглядом, подходит за эмоциональной «подпиткой». Мама все еще является защитой и поддержкой ребенка. Такие эпизоды — лишь первые пробы малыша своей независимости. Здесь важно научить маму, отпуская ребенка, одновременно следить за его безопасностью, своевременно откликаться на его призывы.
    Сначала проявления самостоятельности очень недолговременны, но постепенно малыш все дальше отходит от мамы, добровольно принимает участие в играх с педагогом, другими детьми и чужими мамами.
    Иди, я немножко поиграю один. Рано или поздно настает момент, когда малыш сам начинает проявлять стремление к самостоятельности в играх. Он просит маму остаться на стульчике в стороне, хорошо взаимодействует с педагогом, ориентируется в обстановке в группе. У него появились любимые игрушки и уголки, он запомнил и выполняет простейшие правила.
    Когда наступает такой момент, маме можно предложить подождать ребенка в приемной. Главным моментом в этой ситуации является то, что мама предупреждает ребенка о том, что она ненадолго отлучится. И действительно ненадолго отлучается, если ребенок согласен на это.
    Важно обратить внимание на возвращение мамы. При этом следует обратить внимание ребенка, что мама не обманула его, она действительно отлучилась только на некоторое время и вернулась к нему. Постепенно время отсутствия можно увеличивать.
    Мне хорошо здесь, я готов отпустить тебя. На этом этапе, собираясь в детский сад, ребенок уже знает, что он будет находиться в группе один, и заранее на это согласен. Малыш легко ориентируется в группе, активно вступает во взаимодействие с педагогом, при необходимости обращается за помощью к нему или к маме другого ребенка.

    Именно этот этап является завершающим в процессе становления психологической автономности ребенка. Для ее укрепления необходимо достаточно продолжительное время. Здесь важна стабильность в работе группы. Она заключается в том, что с детьми всегда встречается знакомый педагог, последовательность видов деятельности остается неизменной. Если в работе группы происходят какие-то события (праздник, смена воспитателя и др.), ребенка к этому необходимо подготовить. Малышу нужно объяснить, что произошло, и даже побыть с ним некоторое время, пока он не почувствует себя хорошо.
    Ребенок приходит в детский сад накормленным и остается в группе в течение 2—3 часов в присутствии мамы (бабушки, других родственников). За это время он осваивает новые для него помещения, знакомится с другими детьми. Если малыш в хорошем настроении, активен, легко отпускает родителей, они могут оставить его в группе одного на те же 2—3 часа уже со второго дня.
      СОВЕТЫ ПСИХОЛОГА





      Комментариев нет:

      Отправить комментарий